• Россонский районный исполнительный комитетРоссонский районный исполнительный комитет
  • Дом культурыДом культуры
Главная -  Инвестору -  Инвесторам -  Законодательное обеспечение инвестиционной политики

Законодательное обеспечение инвестиционной политики

 Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический
прогресс и эффективность материального производства.
Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам
активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.
В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.
Основополагающим документом является Инвестиционный кодекс, направленный
на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

Инвестиционная деятельность в республике может осуществляться в формах:
- создания юридического лица;
- приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости (в том числе и
строительство объектов); ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других основных средств.

Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные
права, а также имущественные права, приобретенные законным способом.
И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована
равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

Инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие
из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами
инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной
от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории
Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей
беспрепятственно переводить за пределы республики.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.
Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не
только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими
убытков. Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора
обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных
органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора
и (или) причиняющие ему убытки.

Принятые решения на государственном уровне способствуют улучшению инвестиционного климата и рациональному распределению инвестируемых
средств по структуре и территориям в соответствии с государственными
приоритетами:
- Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10
«О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь» установлены правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Беларуси, как для белорусских, так и для иностранных инвесторов.
Декрет предусматривает трёхуровневую систему заключения инвесторами
договоров с Республикой Беларусь. Дифференциация зависит от значимости
проекта и предоставляемых преференций.
Инвестиционный договор может заключаться на основании решения: Совета Министров, согласованного с Президентом Республики Беларусь, если договором предусматривается предоставление инвестору преференций, не установленных законодательными актами или иными решениями Главы государства;
Совета Министров в случае, если инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, уже установленных
законодательными актами; республиканского органа государственного
управления, иной государственной организации, подчиненной правительству;
решения облисполкома в случаях, когда для реализации проекта преференции не требуются.
В заключаемых с инвестором договорах определяются объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, закрепляется ответственность инвесторов за выполнение
взятых на себя обязательств. Инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются общие преференции: предоставление земельного участка в аренду
без проведения аукциона; поэтапное оформление документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и
строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства;
ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов без
уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость и другие.
Порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь
определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября
2009 года №1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики
Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».
- С целью развития регионов и отраслей экономики Беларуси, реализации инвестиционных проектов, включая создание и развитие организаций с участием стратегически значимого инвестора, Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 предоставлено право физическим и юридическим лицам представлять интересы Республики Беларусь (далее - инвестиционные агенты) по вопросам:
привлечения инвесторов для реализации инвестиционных проектов в интересах Республики Беларусь;
сопровождения инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), в том числе оказанию инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг.
Порядок предоставления статуса инвестиционного агента утвержден
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448.
Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009г упрощен
порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

С 1 февраля 2009г. введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Регистрация осуществляется в день подачи документов, причем максимально сокращен перечень документов, предоставляемых для
регистрации.
Декрет значительно упрощает требования к учредительным документам субъектов хозяйствования, исключены требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций (кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций.
Величина уставного фонда определяется юридическими лицами самостоятельно.
При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одно окно» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

Приняты меры экономического стимулирования предпринимательской
деятельности на территории сельских населенных пунктов (Декрет Президента Республики Беларусь №9 от 20.12.2007г.)
В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным
предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый
порядок налогообложения. В течение 2008-2012 гг. они освобождаются от
уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за
получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период
до 2011 года введен ряд налоговых льгот. Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.
С минимальными формальностями субъекты хозяйствования, реализующие инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, могут получать
недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.
- Предоставлены льготы и особые условия работы для предприятий, создаваемых
в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются
на все инвестиции, включая иностранные (Декрет №1 от 28.01.2008г.).
Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно
определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от
уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Ввозимое оборудование, в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС.
Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.
- Определены условия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного на территории сельских населенных пунктов и поселков городского типа на аукционе с установлением начальной цены продажи равной одной базовой величине, а также предусмотрена возможность
передачи в безвозмездное пользование или в собственность (Указ Президента Республики Беларусь №108 от 27.02.07 г.
- Упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков (Указ № 667 от 27.12.2007г.). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее
время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
- Получена возможность субъектам хозяйствования, получившим статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» в упрощенном
порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки –
соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню (Указ № 40 от 28.01.2008г.)
- Расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон и
предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии
будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – с 01.04.08г.- в течение семи
лет с даты их регистрации в СЭЗ (Указ №42 от 28.01.2008г.). Расширяются
полномочия администраций СЭЗ в части принятия решений о регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов
СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше
1 млн. евро.
- Созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли,
а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного
строительства для нуждающихся (Указ № 277 от 15.05.2008г.) и др.